Швейцарская арт-ярмарка Арт Базель

За свою тридцатилетнюю историю Art Basel прошла путь от европейского салона до ведущей международной ярмарки современного искусства с площадками в Америке и Азии.

Коллекционирование произведений искусства разных эпох и стилей – один из главных трендов нашего времени. А если вы хотите причислить себя к социально успешной и продвинутой части человечества, вы просто обязаны стать коллекционером современного искусства. Возможностей познакомиться с ним великое множество: от непременной и обязательной Венецианской биеннале до аукционов и разнообразных ярмарок, которые проходят по всему миру.

Одной из главных, утверждающих моду и создающих авторитеты в мире современного искусства, является швейцарская ярмарка Art Basel. Ежегодно в середине июня она проходит в выставочном комплексе Swiss Exhibition в центре Базеля.

Это единственная арт-ярмарка, которая на протяжении последних двадцати лет не подвергается никакой критике, а получает лишь одни комплименты. Она феномен художественного мира, где со скепсисом относятся ко всему, а особенно к мероприятиям, в которых искусство и коммерция связаны воедино. Об Art Basel галеристы первой величины, как, например, Даниель Тамплон или Ивон Ламбер, говорят: это ярмарка, на которой мы обязаны присутствовать. Это не вопрос рентабельности (хотя для многих галерей заключенные в Базеле сделки составляют от 20 до 40 процентов годового оборота). Ярмарка автоматически повышает уровень представленных здесь художников и приносит им международную известность. В свое время это произошло с более чем успешным сегодня Маурицио Каттеланом. А в 2013 году героем стал молодой американец Джейкоб Кассей, которого представляла нью-йоркская 303 Gallery. Все его работы были проданы в первые часы вернисажа.

Принято считать, что свое реноме Art Basel завоевала исключительно благодаря уровню демонстрируемых работ. Но произведения художников первого ряда, таких как Матисс, Ботеро, Кунс или Мураками, можно увидеть и на других ярмарках. Многие пытаются найти ответ на вопрос: в чем кроется успех именно Art Basel?

Эта ярмарка появилась на свет в 1970 году. Родоначальник Art Basel житель этого швейцарского города Эрнст Бейлер (1921-2010). Владелец одной из престижных мировых галерей, Galerie Beyeler, он прославился как коллекционер и меценат. На излете 1960-х мировой истеблишмент активно коллекционировал классическое искусство. Группа единомышленников задумала организовать салон современного искусства, в котором принимали бы участие галереи со всего мира. Решено было выставлять работы как прославленных художников начала XX века, так и молодых, никому еще не известных авторов.

Бейлер прекрасно разбирался в искусстве и умел работать с коллекционерами. Галеристы и коллекционеры сразу приняли Art Basel. Но этого оказалось недостаточно, чтобы привести начинание к мировой славе. Прошло добрых два десятилетия, прежде чем ярмарка завоевала себе репутацию самого престижного арт-мероприятия мира. На протяжении долгих лет она росла и разрасталась, превратившись в конце концов в малоуправляемую махину. В один прекрасный момент организаторам ярмарки стало очевидно, что мир меняется к концу 1980-х современное искусство превратилось в основу мирового арт-рынка, а интересоваться искусством стали не только просвещенные коллекционеры, а самые широкие массы. Некогда коллекционерами становились весьма солидные, умудренные опытом господа. В 1980-х появились успешные тридцатилетние миллионеры с Уолл-стрит, которые потянулись к прекрасному. Art Basel требовала перемен. Будучи к тому времени человеком в летах, Бейлер начал искать того, кто мог бы полностью реорганизовать ярмарку и приспособить ее к новым условиям жизни.

Таким персонажем стал в то время никому не ведомый молодой юрист Лоренцо Рудольф. Он не был выходцем ни из галерейного мира, ни из мира искусства. Их законы были ему не известны. Именно это незнание и помогло Рудольфу реорганизовать ярмарку до неузнаваемости. Он сократил количество стендов втрое и определил квоту на минимальный размер стенда (100 м2), организовал настоящий конкурс на право участия в Art Basel, запретил шпалерную развеску (когда произведения размещают на плоскости стены сверху донизу без промежутков) и потребовал от каждого участника заранее заявлять об именах представляемых художников.

К 1992 году Art Basel обрела современный облик. Теперь коллекционерам не приходилось самим выбирать из огромного количества представленных на стендах произведений галеристы помогали им сориентироваться в бескрайнем пространстве современного искусства и направляли мысль необретших еще уверенности в собственных силах молодых собирателей.

Успех мероприятия превзошел все ожидания. Новая модель ярмарки оказалась интересной и неофитам, и профессионалам. Art Basel нового формата заставила все остальные ярмарки мира жить по ее правилам огромные стенды, жесточайший отбор галерей и контроль за выставляемыми произведениями, лист ожидания, сотрудничество с банками, VIP- карты и VIP-программы, закрытые вернисажи. Полный набор того, что сегодня фундамент любой мировой арт-ярмарки (как современного, так и старого искусства).

Сезон для Art Basel в 2013 году стал своего рода сезоном обновления. Ярмарка прошла в сильно перестроенных знаменитым базельским дуэтом архитекторов Герцогом и де Мероном помещениях. Благодаря этому выставочные площади увеличились до 38 тысяч квадратных метров. Но принцип устройства ярмарки остался прежним: на первом этаже модернистское искусство и самые-самые именитые галереи, такие как Gagosian Acquavella, Marlborough, Расе, на втором более молодое искусство и галереи рангом пониже.

Ярмарка работала с 11 по 16 июня. Первые три дня были посвящены закрытым просмотрам для коллекционеров. Именно во время вернисажа осуществляются главные покупки. В прошлом году собирателям традиционно предлагали очень дорогие, проверенные временем работы. Галерея Thaddaeus Ropac, имеющая отделения в Париже и Зальцбурге, продала работу Джеймса Розенквиста за 2 миллиона долларов, а нью-йоркская галерея Cheim & Read нашла покупателя на картину Джоан Митчелл за 6 миллионов, парижанин Даниель Тамплон просил 120 000 долларов за работу американца Кьянде Уайли. Стенд американского галериста Нахмада был переполнен произведениями музейного уровня: здесь были картины Хуана Миро, Лучо Фонтана и Александра Кальдера. Среди многочисленных коллекционеров, внимательно изучающих каждый стенд, были замечены Леонардо ДиКаприо (до этого он столь же внимательно обходил павильоны Венецианской биеннале), Леон Блэк (благодаря ему на различных торгах последних лет было установлено множество рекордов, к примеру, он стал счастливым владельцем работы Эдварда Мунка «Крик» и рисунка Рафаэля, за который зимой 2012 года заплатил 29 миллионов долларов), Роман Абрамович (в последние годы он пополнил ряды поклонников Art Basel).

Арт-директор ярмарки Марк Шпиглер своей основной целью видит развитие более тесных отношений между галеристами и коллекционерами. По его мнению, любители искусства все меньше проводят времени в галереях. Появились новые способы покупать искусство (коллекционеры-неофиты особенно полюбили аукционные дома), что превращает коллекционера из знатока в заурядного покупателя, а такого развития Шпиглер пытается не допустить.

Будь первым, кто откомментирует

Оставить комментарий можно сразу после регистрации

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.


*


Translate »